Волшебство всего мира

       Художник Евгения Еловикова почти всю жизнь, путешествуя по миру, собирала коллекцию обрядовых костюмов, масок, кукол и предметов, связанных с традиционными верованиями и ритуалами разных народов. Для того чтобы поделиться этой волшебной красотой, Евгения решила создать Музей Мировых Мистерий. Расположен он будет в городе Геленджике. О своей коллекции и о том, каким будет Музей Мировых Мистерий, Евгения рассказала корреспонденту «Азовской недели».

       –  Евгения, расскажите, как создавалась коллекция и сколько лет на это ушло?

      – В каком году я начала собирать коллекцию, вспомнить трудно. Кажется, я всю свою жизнь «обрастала» какими-то редкостями. С детства тащила в дом красивые камешки, коряжки, стёклышки, ну а с возрастом, естественно, мои коллекции стали совершенно иной направленности. Я – художник, и поэтому моя тяга к волшебному вполне объяснима. Будучи помешанной на этнографии и костюме в частности, я стала собирать вещи, в которых зашифрованы «послания». Это свадебные рушники, рубахи с вышивкой, старинные кружева. Говорят, подобное притягивает подобное. И это, действительно, так. Как только я начинала «болеть» какой-то темой, вещи сами находили меня.

       Так я собрала коллекцию украшений и головных уборов «серебряных мяо» (это горные племена Китая), костюмы Пекинской оперы, шаманское облачение и костюмы девяти племен Вьетнама, свадебные костюмы Индии, Японии, Туркмении, Китая, Мексики, Афганистана, костюмы и маски Африки, костюмы Мистерии Цам и изумительные в своей изысканности кимоно реальных гейш… Сами костюмы Мистерии Цам заполучить не удалось. Но главное – маски. Их мы вывезли из Монголии после гастролей там нашего Театра Мистерий. Костюмы я делала сама, изучив, как следует, крой и подобрав аутентичные ткани.

       А куклы! Разве могут мистерии существовать без кукол? Это же целая вселенная! У меня в коллекции индийские катхпутли*, индонезийские ваянг-голек*, японские нингё дзёрури* и марионетки из Чехии и Германии, японские алтари Праздника девочек и мальчиков. Есть у меня в коллекции огромная кукла японского «Деда Мороза». Это красномордый рогатый демон Намахаге, который ходит по домам и забирает с собой неприятности и непослушных детей. Люди откупаются от него стаканчиком саке, а он обещает им счастье в следующем году.

         –  Каков объем коллекции? Сколько приблизительно в ней предметов?

       – Объем такой, что упакованные в коробки эти экспонаты уже не помещаются никуда. Даже в моей спальне стоит реконструкция египетского саркофага. Сколько предметов в коллекции, сосчитать в настоящее время не представляется возможным, т. к. большая их часть упакована для лучшей сохранности. Пересчитывать и атрибутировать экспонаты ещё предстоит. И так как вся эта всемирная красота завалила меня с головой, вполне закономерно встал вопрос о хранении и экспозиции. Не могу же я одна, как Кощей над златом, чахнуть над своей коллекцией. Её необходимо показывать. Это нужно детворе, которая по экспонатам будет знакомиться с миром, старикам, которые не имеют возможности и уже не в состоянии путешествовать, и просто влюблённым в красоту и волшебство людям.

       –  Каким будет Музей Мировых Мистерий?

      – Свой музей я вижу местом, куда будут приходить за знанием, неожиданными открытиями и вдохновением.

       –  Там будут экскурсии, праздники?

      – Обязательно будут экскурсии, лекции, тематические вечера. Мечтаю, что Театр Мистерий обретет там свой дом. Я думаю, людям будет интересно послушать историю, а потом увидеть живую иллюстрацию к сказанному. Конечно же, будем отмечать, по возможности, праздники различных культур.

       – Пока музей на стадии оформления документации и строительства, где-то можно увидеть хотя бы часть коллекции?

       – В данный момент нет. А так мы выставлялись в Москве, в рамках проекта «Самураи. Искусство войны». Нашему музею отдали два зала, в которых мы показали достаточно редкие предметы, связанные с миром японской женщины, и на последующей выставке «Эротическое искусство Японии» мы представили большое количество экспонатов на эту тему. Много лет мы дружим с фондом «Куклы мира». На их великолепных выставках мы тоже имели возможность порадовать зрителей фрагментами наших коллекций. Именно там, на этих выставках, рассказывая людям истории, связанные с выставленными мной вещами, я увидела, какой неподдельный интерес имеют люди к истории и искусству.

       – Все это происходило в Москве, а музей создается в провинции – в Геленджике. То есть это подарок жителям «глубинки»?

       –  Безусловно. Я думаю, столичной, искушенной публике вполне достаточно роскошных театров, музеев и выставок, а вот «глубинка» испытывает реальный эстетический и культурный голод, не имея достаточных средств и возможностей колесить по миру в поисках прекрасного. Это нужно моему сыну, его друзьям, родителям его друзей. Мне кажется, это нужно всем. Сын мечтает, когда всем классом они пройдут по залам и он сам сможет рассказать о многих экспонатах, историю которых он знает не хуже профессиональных экскурсоводов, несмотря на свои 11 лет.

        –  Когда нам ждать открытия музея?

       – На этот вопрос ответить я смогу навряд ли. Я уже зареклась называть какие-то даты. Мир вокруг так нестабилен. Мне бы команду побольше и средств. А так, начало положено, и я делаю всё, что в моих силах.

Катхпутли*– древние индийские обрядовые куклы на нитях – марионетки. Считались посланцами богов на Землю, чтобы помогать людям в их мирских делах.
Ваянг-голек*– объемные марионетки кукольного театра Индонезии.
Нинге Дзерури* – марионетки японского театра Бунраку.

Инна ОРЛОВА газета "Азовская неделя" 11.01.2017